Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
озлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Духовно торжествуя в сей великий и славный праздник Воскресения из мертвых Спасителя мира, мысленно созерцая Его исхождение от гроба, обращаю ко всем вам жизнеутверждающий, исполненный внутренней силы, необоримой правды и радости возглас:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Светозарная пасхальная ночь являет человечеству полноту Божественной любви, по которой превечный Сын Небесного Отца принял на Себя человеческое естество, исцелил его от болезни греха и, сойдя в адские глубины, сокрушил оковы смерти, даровав нам бесценную возможность единства со своим Создателем и Промыслителем.
Приобщаясь к этой всепокрывающей любви Господа, мы обретаем непобедимое оружие «против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Мы преодолеваем страх, вызванный ограниченностью нашей человеческой природы, и обретаем способность безбоязненно смотреть в лицо любым вызовам времени. Ибо «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4:18).
Неслучайно Евангелие многократно возвещает нам слова Господа, произносимые Им для ободрения, укрепления духа Своих последователей: «Не бойся!» Страх будущего, боязнь опасностей, неведомых, мнимых или реальных угроз — это чувство, знакомое многим. Но Господь пребывает с нами, если только мы сами не отвергаемся Его. И во дни прославления Его победы над смертью Спаситель вновь взывает к каждому из нас: «Не бойся, только веруй!» (Мк. 5:36).
Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
з года в год этим пасхальным восклицанием Церковь свидетельствует о том событии вселенского значения, что произошло почти две тысячи лет тому назад. Тогда ранним утром жены-мироносицы пришли к месту погребения своего Учителя и увидели, что гроб пуст. Божественная сила Христа победила закон смерти. Он воскрес, свидетельствуя всему человечеству, что смерть ? это не конец жизни, что смерть преодолеваема силой Божией.
Воскресение Христово, будучи уникальным событием в истории мира, по замыслу Божиему стало началом и нашего личного воскресения. Именно для того и пришел в мир Спаситель, пострадал, был распят и восстал от гроба, чтобы каждый имел возможность пройти через опыт воскресения из мертвых, и совсем не в переносном, а в прямом смысле этого слова. Об этом ясно говорит апостол Павел: «Бог… воскресит и нас силою Своею» (1 Кор. 6:14).
Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную
27 марта 2011
27 марта 2011 года, в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Успенском Патриаршем соборе Кремля. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь, посвященную значению крестоношения в жизни каждого христианина.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В середине Великого поста мы особым образом вспоминаем о страданиях Христа Спасителя. На середину храма износится крест, и в течение всей седмицы мы поклоняемся Живоносному Древу, лобызаем крест Христов и вспоминаем о Его страданиях, а потому и неделя именуется Крестопоклонной.
Неслучайно именно в середине поста предлагается нам подумать о страданиях Спасителя. Через крест открывается сама тайна бытия, и в свете того, что означает крест, нам легче понять и смысл воздержания, смысл поста.
Отрывок из Евангелия от Марка, который мы только что слышали, как раз дает нам возможность поразмышлять о смысле креста. Хорошо известны слова: «Кто хочет идти за Мной, отрекись от себя и возьми крест свой и следуй за Мной» (см. Мк. 8, 34). Святитель Филарет Московский, размышляя на тему этого Евангелия, говорит следующее: «Отречение не есть пренебрежение ни душой, ни телом. Потому что душа, по слову Божию, — бесценный дар, а тело, по слову апостола, требует естественного удовлетворения. Отречься, — продолжает святитель, — значит отказаться от пристрастия. Не удовлетворение порицается, а пристрастие».
"Послание к Галатам, отрывок из которого мы сегодня слышали, повествует о разномыслии, возникшем среди апостолов. Апостол Петр был первым, кто обратил свой взор к язычникам, кто в особом Божественном видении получил благословение Господа на проповедь среди язычников. И Петр пошел в этот языческий мир, но когда он встречался там со своими соплеменниками-иудеями, то, опасаясь осуждения, исполнял предписания ветхозаветного закона — внешние предписания.
Апостол Павел тоже был иудеем и был воспитан в послушании закону, но он, как и другие апостолы, был научен Самим Христом, что человека спасает не исполнение внешних предписаний закона, а вера. И Павел напомнил своему брату Петру о том, что не нужно в угоду человеческим вкусам изменять самому главному, тому, чему их научил Христос: что человек спасается не делами закона, не внешними факторами, а только силой своей веры."
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
В нынешнюю светозарную ночь мы вновь духовно переживаем радость обретения миром своего Спасителя. Вновь мысленно зрим Сына Бога Живого, лежащего в яслях Вифлеемского вертепа. Вновь слышим в сердцах своих ангельский глас, воспевающий хвалу Творцу и Искупителю: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14).
Внимая славословию небесных сил, мы осознаем, что Рождество Христово исполнено вневременного значения и имеет прямое отношение к судьбе каждого человека. Даже тот, кто пока еще ничего не знает о подвиге Спасителя, может теперь обрести познание Истины, стать чадом Божиим и наследовать жизнь вечную. Рождество Христово открывает нам правду о нас самих и делает возможным эту правду понять и усвоить. читать далее
"Поддерживаю и следующее суждение: «Не отвергать желающих причаститься Святых Таин на Пасху. Предупредить о необходимости говеть раньше, Великим постом, а в ночь Святой Пасхи, получив общее разрешение, вкусить Тела и Крови Христовых».
Благочинный Троицкого церковного округа поднимает такие вопросы, которые имеют отношение не только к его благочинию, но и касаются всех остальных: «Еще одна из проблем — это отсутствие катехизации у крещаемых взрослых, а также родителей и крестных крещаемых младенцев. Очень часто это происходит от их собственного нежелания проходить катехизаторские беседы. В итоге они ищут для крещения другие храмы, где допускают к Таинству Крещения, минуя какую-либо катехизацию, и, к большому сожалению, находят такие приходы и таких священнослужителей, которые совершают Таинство, не требуя каких либо усилий со стороны крещаемых. Люди, принявшие христианство таким образом, впоследствии очень быстро из него уходят навсегда.
На это также влияет безответственное, халатное отношение священнослужителей к последующей катехизации и воцерковлению новокрещеного, когда священник не оказывает должного внимания его первой исповеди. Это вырабатывает у нового члена Церкви легкомысленное отношение к вере».
Я уже высказывался на эту тему и продолжаю считать, что прошло то время, когда мы, радуясь самому желанию принять святое Крещение, откликались на него незамедлительно. Сегодня важно пояснять приходящему к Таинству, какие обязательства он принимает на себя, становясь членом Церкви, надо пояснять и крестным родителям, какую ответственность они берут, воспринимая младенцев из купели Крещения."
**
«Оглашение следует проводить со всеми взрослыми и детьми старше 12 лет, желающими принять Таинство Крещения. Недопустима практика совершения Таинства Крещения над людьми, к нему не подготовленными (за исключением особых случаев, например, страха ради смертного)."
**
"Что касается взрослых крещаемых, то в тех случаях, когда это возможно и когда есть готовность и желание самих крещаемых, то следовало бы подумать о возрождении древней практики совершения Крещения на крещальной Литургии в торжественной обстановке, естественно, после проведения цикла огласительных бесед.
В настоящее время Синодальный отдел совместно с Катехизаторскими курсами во имя священномученика Фаддея и Патриаршим подворьем храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках ведет проект подготовки катехуменов через длительное (несколько месяцев) оглашение, которое должно завершиться принятием Таинства Крещения в Великую субботу, как то было в древности за архиерейской крещальной Литургией. Такая практика могла бы войти в обиход и других московских благочиннических округов."
11 сентября 2009 г. В ходе Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Нижегородскую епархию состоялась встреча Его Святейшества с молодежью Нижегородской области.